Продажа чая – несложный бизнес
Чай в Украине любят, а сам продукт не является скоропортящимся. Почему бы тогда не составить бизнес по продаже чая на развес с нуля? Очевидно, у такой деятельности есть немало плюсов. Но существует и то, что пугает: а вдруг не получится победить конкурентов, как выбрать поставщиков, как составить правильный бизнес-план? Как мы сейчас увидим, ничего сложного в бизнесе по продаже чая нет.
Плюсы и минусы деятельности
У продажи чая на развес есть много приятных сторон и определенных подводных камней. Начнем с плюсов:
1. Не слишком большие капиталовложения на старте. Не нужны ни дорогостоящее оборудование, ни аренда огромных площадей.
2. Длительный срок хранения.
3. Высокий уровень спроса круглый год. Незначительные сезонные колебания есть (зимой продажи чуть лучше), но резких спадов не ожидается.
4. Хорошая наценка – для розничных точек показатель 150–200 процентов считается нормальным.
5. Возможность делать дополнительные продажи за счет сопутствующей продукции.
6. Перспектива расширения бизнеса, если дела пойдут хорошо.
7. Возможность зарабатывать на уже раскрученных брендах
А что можно сказать о минусах?
1. Конкуренция. Здесь ситуация в разных городах может отличаться. Но в целом стоит опасаться соперничества не столько между брендами, сколько между владельцами чайных лавок
2. Зависимость цены и прибыли от курса валют. Кризисные явления, колебания курса гривны, доллара, евро – всё это влияет, если чай ввозится из-за рубежа. Потребителю может быть сложно понять резкое повышение цены, но в то же время бывает, что продавцу без нее не обойтись
3. Рентабельность такого бизнеса в маленьких поселках под большим вопросом. Небольшой оборот может сделать продажу чая не слишком выгодно
Итак, ситуация выглядит весьма радужной – плюсов всё-таки больше.
Выбор формата продаж
Для начала нужно продумать формат продаж – собственный магазин, торговая точка, место на рынке. Попробуем оценить разницу между ними.
Магазин дает возможность продавать сопутствующий товар, но в этом случае велики затраты на помещение. Если продавать чайники, другую посуду, а возможно, сахар и сладости, можно получить дополнительный доход. Но поддержка большого помещения в надлежащем состоянии – весьма большая расходная статья.
Торговую точку выбирает большинство, так как это оптимальный вариант по доходам и расходам. Вы столь же свободны в выборе ассортимента, однако затраты значительно скромнее. Люди посещают супермаркет с целью скупиться, а попутно заходят и к вам за чаем. В большинстве случаев они не уйдут без покупки. Территории около 8 квадратных метров для чайного отдела обычно вполне достаточно.
Если торговать на рынке, то вы получаете огромный поток потенциальных клиентов, потенциально подготовленных к тому, чтобы тратить деньги. Как правило, в этом случае лучше всего продавать только продукцию популярных брендов. И для того чтобы узнать, какие чаи пользуются наибольшим спросом на рынке Украины, читайте статью далее - лучшие производители, сорта марки и бренды чая. Конечно, помимо правильно подобранного ассортимента, нужно еще будет чем-то привлекать покупателя к своему торговому месту.
Выбор поставщиков
Поставщиков сегодня принято искать если не через знакомых, то через интернет. Для оптовых покупок, конечно, неплохо было бы уделить достаточно времени изучению цен. Также оцените, насколько адекватно сочетаются качество и ценовой сегмент. Следующий фактор – максимально широкий ассортимент. Возможно, вам даже удастся найти качественные эксклюзивные виды продукта. И, чтобы облегчить вашу участь в поисках соотношения выгодной цены и достойного качества чая, предлагаем вам ознакомиться с большим выбором продукции, представленным по ссылке далее – чай оптом и на развес.
Что учесть при составлении бизнес-плана
Не стоит пренебрегать взвешенной оценкой ситуации на рынке. Спросите себя:
Каковы мои потенциальные конкуренты, в чем их сильные и слабые стороны?
Какие ниши на рынке еще не заняты?
Чем я смогу удивить клиентов? Как буду строить рекламу, позиционировать те или иные продукты?
Каковы вкусы и возможности жителей населенного пункта, где я планирую вести бизнес?
Дабы немного облегчит Вашу участь в решении данных вопросов предлагаем ознакомится со статьей далее – как открыть чайный магазин с нуля: пошаговая инструкция.
Расходы
Во многом, именно от ответов на эти вопросы зависит дальнейший план действий. Вы можете решить дополнительно к чаю предлагать и кофе. Или придумаете, на каких расходах можно сэкономить. Вот стандартные затраты:
регистрация, налоги;
оборудование;
аренда помещения;
оплата труда персонала;
коммунальные платежи;
реклама;
вложения в товар
Могут быть и незапланированные расходы. Но в целом ориентируйтесь на окупаемость в течение 1 года или чуть больше. Постарайтесь составить бизнес-план таким образом, чтобы он был реалистичным, но окупить инвестиции удалось не дольше, чем за 12 месяцев.
Теперь – конкретнее и с цифрами. Расходы на старте.
-
Регистрация ФЛП и первые налоговые выплаты: около 450 грн. Сюда же отнесем справку СЭС – около 250 грн.
-
Оборудование. Витрины, стеллажи, прилавок, стул, весы. Если удастся найти б/у оборудование, можно уложиться в сумму 5-6 тысяч грн, но реалистичнее подготовить хотя бы 8000. Хорошие весы обойдутся в 860 грн.
-
Аренда. Зависит от города и конкретного выбранного места. Примерно 7000 грн за первый месяц.
-
Реклама. Ее нужно проводить от 2 недель до месяца, пока покупатели привыкнут к точке. Можно раздавать листовки или придумывать акции и информировать о них. Можно повесить оригинальную табличку с призывом, при этом чем креативнее, тем лучше. Допустим, скромная PR-компания обойдется в 3000 грн. (но обычно нужно больше).
-
Товар. Самая большая статья на первом этапе – около 30000 грн. плюс доставка. Сюда входит около 100 товарных позиций развесного чая. Банки объемом в 1,5 л стоят 182 грн (но если возьмете б/у, они стоят в 2 раза дешевле). Далее нужно будет тратить около 40 % ежедневной выручки на пополнение запасов. Общая сумма – примерно 32000 грн.
Получаем: 43560 грн плюс какие-то мелочи, пусть 44000.
Теперь – текущие ежедневные расходы.
Статья расходов
Сумма (грн/мес.)
Зарплата продавца
600 * 15 дней * 2 чел. = 18000
Аренда
7000
Пополнение запасов
12000
Коммунальные услуги
1000
Итого
38000
Несколько слов о зарплате и особенностях найма работников. Первые несколько месяцев лучше поработать самому. Затем вы сможете сравнить свою выручку с той, что получится у реализаторов, и оценить качество их работы. Продавцов должно быть двое – можно предложить им самим обсудить удобный график выходов в соотношении 50 на 50. Стандартом будет работа 30 дней без выходных, а выплаты должны быть по схеме “ставка плюс процент” – тогда получится около 600 грн в день.
Доходы
В праздничные и предпраздничные дни оборот будет выше. Ориентируемся на средний показатель – 1600 грн выручки в день (требуется около 10 продаж по 100 грамм чая при наценке на товар в 400%, которая может варьироваться в диапазоне от 300 до 500 %), 48 тыс. в месяц. Доход: 48000–38000 =10000 грн. Это при учете продажи только чайной продукции.
При таком раскладе окупить стартовые вложения в размере 45000-50000 получится где-то за 5-6 месяцев. Но можно, конечно, сделать поправку на непредвиденные расходы или какие-то накладки. Тогда мы выходим на окупаемость где-то до 12 месяцев.
Но при этом возможны и другие варианты - дополнительные продажи сопутствующих товаров для чая, приготовления кофе (можно взять в аренду кофемашину). Что повлечет увеличение выручки в вашей торгово точке.
Итоги
Как видим, продажа чая на развес – это бизнес, который действительно относится к числу несложных. Его даже называют элитным – в том смысле, что окупаемость и прибыльность здесь весьма высоки. Некоторые риски, конечно, есть, как и в любой другой сфере торговли. Но успех всецело в ваших руках: на него, в первую очередь, влияют ассортимент, качество обслуживания и доступные цены.
- На сайте